В последнее время торговые центры переживают время перемен, связанное с изменением пула арендаторов, переформатированием торговых площадей в складские или общественные, заменой крупных арендаторов на несколько мелких.  Запроектировать магазин/ресторан или любое коммерческое пространство относительно несложно, и на рынке есть большое количество предложений по данным видам работ. Но совсем другое дело – не только запроектировать, но и согласовать эту проектную документацию для соответствия нормам пожарной безопасности, внутренним регламентам ТЦ и контролирующих служб. Для этой задачи требуются опыт и знание необходимых СНИПов и ГОСТов, а недостаточная квалификация проектного бюро может повлечь дополнительные затраты и штрафы для заказчика проектных работ. В среднем для того чтобы качественно выполнять проектные работы Подрядчику нужно от 1,5 до 2 лет опыта в данной сфере поделился статистикой Дмитрий Макаров, Исполнительный директор U.S.Pro

Так и получается, что на рынке присутствует множество компаний и индивидуальных проектировщиков, которые обладают необходимым опытом, и тех, которые еще только в начале своего пути. Как часто бывает, заказчик выбирает коммерческие предложения, основываясь на концепции: “у кого цена ниже, с тем и работаем”. А на квалификацию, опыт, портфолио, Background никто практически не смотрит.  Итогами будут упущенные сроки и выгода, цена которых выше сэкономленной суммы при выборе проектировщика.  Особенно это «больно» ощущается, если новый бизнес молодой или это первый опыт франчайзи по открытию точки. Например, есть магазин одежды от молодого российского дизайнера с хорошей коллекцией, и собственник принимает решение вложить деньги в его открытие. А так как расходы предстоят большие, то всё внимание приковано к цифрам, и их интенсивно стараются занизить. И одной из статей экономии является проектная документация, потому что все деньги уходят на оплату первых двух месяцев дорогостоящей аренды в ТОПовом ТРЦ.

Когда подходит время запуска СМР, заказчик внезапно для самого себя узнает, что проект не может быть согласован, так как к нему есть очень много замечаний. Проектировщик убеждает его, что из-за излишней жесткости Технадзора ТРЦ никак не мог соблюсти все требования. Следовательно, раз проект не готов, то сдвигаются сроки проведения тендера СМР, “плывут” графики открытия магазина, возможны штрафы от ТРЦ. И если денег было выделено впритык, то магазин остается на грани разорения, так толком и не открывшись.

Что в таком случае мы имеем:

  • Собственник пересматривает свои взгляды на открытия в качественных локациях;
  • Покупатель лишается возможности приобрести товар новом магазине;
  • Покупатель лишается возможности приобрести товар новом магазине;
  • Торговый центр недополучает нового арендатора;
  • Конкурентная среда не развивается;   
    –  и так далее.

А все потому, что однажды заказчик сделал неправильный выбор в угоду сиюминутной выгоде.

Что делать и как выходить из ситуации?

  • Создать свой штат проектировщиков с ГАПом и ГИПом. Как, например, это сделали в “Летуаль”, “Теремке” или “Sunlight”. Но такой путь весьма затратен и подходит компании, если у нее устойчивое, динамичное развитие и она обладает достаточными ресурсами.
  • Попросить у арендодателя список рекомендованных им подрядчиков. Но надо признать, что чаще всего арендодатели не дают таких рекомендаций, так как у них есть регламент быть независимыми в выборе подрядчика. Но попробовать всё же стоит.
  • Выбрать качественного исполнителя, имеющего хорошую репутацию и необходимые квалификационные атрибуты:
    • Наличие СРО;
    • Свой штат специалистов;
    • Наличие опыта (подтвержденного) работы, и желательно в той локации, в которой планируется открытие;
    • Наличие знаний в проектировании того типа бизнеса, который планируется открывать (розница, общепит, кофейня и т. д.)
    • Соответствие сроков тем, что заложены в график открытия;
    • Ну и, наконец, цена.

Согласитесь, что если пойти в обратном порядке, то можно «наломать немало дров». Как сказал Генри Форд: «Разочарование от низкого качества длится дольше чем радость от низкой цены»

Дмитрий Макаров U.S.Pro